Скачать PDF
Музыкальная картина мира Микалоюса Константиноса Чюрлёниса
Чупахина Т. И.1, Чупахин С. А.2
1.1DostОмский государственный университет им. Ф.М. Достоевского, Омск, Россия;
Дата поступления
2023.12.28
Аннотация. В статье рассматривается ряд музыкальных полотен М.К.~Чюрлёниса – одного из заметных художников эпохи Серебряного века, часто условно относимых к «мастерам второй руки». Основная цель статьи заключается в стремлении выявить и осмыслить сложный, неординарный путь художника, композитора, поэта, совпадающий с основными тенденциями развития отечественного искусства рубежной эпохи (конец XIX – начало XX в.). Новизна исследования определяется отсутствием систематизации феномена в искусстве, каким нам представляется музыка художника-символиста Чюрлёниса. Актуальность избранной темы связана с осмыслением экспериментаторства композитора, которое является основой его музыкальной картины мира и творческого метода. Очевидна эволюционность деятельности Чюрлёниса, стремление к поиску новой художественной парадигмы, нового формата мышления, что, на наш взгляд, представляется новаторским на фоне художественной продукции эпохи русского религиозного Ренессанса. В результате выявлена необходимость глубокого анализа самобытной музыкальной философии композитора, говорится о важном вкладе звучащей философии Чюрлёниса в антологию музыки культурного Ренессанса в России на рубеже XIX–XX вв.
Ключевые слова
звучащая философия, символизм, музыкальная картина, музыкальный космос, синестезия, Серебряный век, концептуально-символическое искусство

Библиография
\bibitem{Ser} Серебренников Б., Кубрякова Е. Роль человеческого фактора в языке: Язык и картина мира. М., 1988. 216 с. \bibitem{Mer1} Мережковский Д. Балаган и трагедия // Акрополь: Избр. лит.-критич. статьи. М. : Кн. палата, 1991. 332 с. \bibitem{Sol} Соловьев В. С. Соч. : В 2 т. 2-е изд. М. : Правда, 1990. Т. 2. 738 с. \bibitem{Bib} Библер В. С. Михаил Михайлович Бахтин, или Поэтика культуры. М. : Гносис, 1991. 169 с. \bibitem{Int1} URL: https://culture.pl/ru/article/litovskie-rasskazy-mikaloyusa-chyurlyonisa. \bibitem{Int2} URL: http://shkolazhizni.ru/archive/0/n-44742/. \bibitem{Mer2} Мережковский Д. С. О причинах упадка и о новых течениях современной русской литературы // Мережковский Д. С. Л. Толстой и Достоевский. Вечные спутники. М., 2007. 234 с. \bibitem{Vk1} URL: https://vk.com/wall6253135\_1587. \bibitem{Il} Ильин И. А. О сопротивлении злу силой. Изд. 5-е. М. : Даръ, 2014. 480 с. \bibitem{Vk2} URL: https://vk.com/wall-44381043\_48712. \bibitem{Nits} Ницше Ф. Рождение трагедии из духа музыки. СПб. : Азбука-классика, 2007. 198 с. \bibitem{Gai} Гайденко П. П. Идея рациональности и социологии музыки М. Вебера // Кризис буржуазной культуры и музыки : Сб. ст. / «Музыкальная Академия» Вып. 9 (442). М., 1975. С. 114–122.

Сведения о финансировании и благодарности
The musical picture of the world of Mikaloyus Konstantinos Churlenis
Chupakhina T. I.1, Chupakhin S. A.2
1.1Dostoevsky Omsk State University, Omsk, Russia;
Received
2023.12.28
Abstract. The article examines a number of musical canvases by M. K. Churlenis, one of the notable artists of the Silver Age, often conventionally referred to as “second-hand masters”. The main purpose of the article is to identify and comprehend the complex, extraordinary path of the artist, composer, poet, coinciding with the main trends in the development of Russian art of the turn of the epoch (late XIX – early XX centuries). The novelty of the research is determined by the lack of systematization of the phenomenon in art, as we see the music of the symbolist artist Churlenis. The relevance of the chosen topic is connected with the comprehension of the composer’s experimentation, which is the basis of his musical worldview and creative method. The evolutionism of Churlenis’ activity is obvious, the desire to search for a new artistic paradigm, a new format of thinking, which in our opinion seems innovative against the background of artistic products of the era of the Russian religious Renaissance. As a result, the need for a deep analysis of the composer’s original musical philosophy is revealed. In conclusion, it is said about the important contribution of the sounding philosophy of M. K. Churlenis to the anthology of music of the cultural Renaissance in Russia at the turn of the XIX–XX centuries.
Keywords
sounding philosophy, symbolism, musical painting, musical cosmos, synesthesia, Silver Age, conceptual and symbolic art

References
\bibitem{Ser} Серебренников Б., Кубрякова Е. Роль человеческого фактора в языке: Язык и картина мира. М., 1988. 216 с. \bibitem{Mer1} Мережковский Д. Балаган и трагедия // Акрополь: Избр. лит.-критич. статьи. М. : Кн. палата, 1991. 332 с. \bibitem{Sol} Соловьев В. С. Соч. : В 2 т. 2-е изд. М. : Правда, 1990. Т. 2. 738 с. \bibitem{Bib} Библер В. С. Михаил Михайлович Бахтин, или Поэтика культуры. М. : Гносис, 1991. 169 с. \bibitem{Int1} URL: https://culture.pl/ru/article/litovskie-rasskazy-mikaloyusa-chyurlyonisa. \bibitem{Int2} URL: http://shkolazhizni.ru/archive/0/n-44742/. \bibitem{Mer2} Мережковский Д. С. О причинах упадка и о новых течениях современной русской литературы // Мережковский Д. С. Л. Толстой и Достоевский. Вечные спутники. М., 2007. 234 с. \bibitem{Vk1} URL: https://vk.com/wall6253135\_1587. \bibitem{Il} Ильин И. А. О сопротивлении злу силой. Изд. 5-е. М. : Даръ, 2014. 480 с. \bibitem{Vk2} URL: https://vk.com/wall-44381043\_48712. \bibitem{Nits} Ницше Ф. Рождение трагедии из духа музыки. СПб. : Азбука-классика, 2007. 198 с. \bibitem{Gai} Гайденко П. П. Идея рациональности и социологии музыки М. Вебера // Кризис буржуазной культуры и музыки : Сб. ст. / «Музыкальная Академия» Вып. 9 (442). М., 1975. С. 114–122.

Acknowledgements
Сведения об авторах
Чупахина Т. И.
1.1. доцентDostОмский государственный университет им. Ф.М. Достоевского, Омск, Россия
Адрес для корреспонденции:

Чупахин С. А.
About the authors
Chupakhina T. I.
1.1. Associate ProfessorDostoevsky Omsk State University, Omsk, Russia
Postal address:

Chupakhin S. A.
Поиск
Свежий выпуск
Авторам