ОДАРЕННОСТЬ ЧЕЛОВЕКА И СУБЪЕКТ ОДАРИВАНИЯ | |
Беляев Игорь Александрович1, Фролов Олег Викторович2, Максимов Александр Михайлович3 | |
1.1Оренбургский государственный университет | |
Дата поступления 2023.06.22 | Аннотация. Статья посвящена критическому анализу и продуктивному синтезу сложившихся представлений об одаренности человека. В своих исследованиях авторы исходят из того, что понятие одаренности, широко востребованное в различных сферах социально-гуманитарного знания, характеризуется низкой степенью разработанности своего содержания. Философский поиск показал, что субъектную сторону гене-зиса одаренности имеет смысл исследовать с позиций либо креационизма, либо эволюционизма. |
Ключевые слова Одаренность, понятиеобразующие признаки одаренности, субъект одаривания, креационизм, эволюционизм | |
Библиография 1. Богоявленская Д. Б. Еще раз о понятии «одаренность» : методологические подходы // Образование личности. 2014. № 4. С. 58–66. 2. Бородина В. Н., Соломатин Е. В. Современные подходы к проблеме одаренности // Сибирский педа-гогический журнал. 2015. № 4. С. 31–33. 3. Ивлева М. Л. О сущностных характеристиках феномена одаренности // Сервис plus. 2017. Т. 11. № 3. С. 100–104. 4. Ивлева М. Л., Баграмянц М. Л. Общая характеристика и состояние прикладных исследований ода-ренности // Изв. МГТУ МАМИ. 2012. Т. 3. № 2 (14). С. 288–294. 5. Ивлева М. Л., Иноземцев В. А. Типологический анализ прикладных исследований одаренности // Изв. МГТУ МАМИ. 2012. Т. 1. № 1 (13). С. 361–366. 6. Клюева О. А. Основные подходы к проблеме одаренности и пути ее развития в современной науке // Вестн. Твер. гос. ун-та. Сер. : Педагогика и психология. 2009. № 4. С. 34–45. 7. Панов В. И. Парадоксальность и природа одаренности: экопсихологический подход // Ярослав. пси-хологич. вестн. 2020. № 3 (48). С. 26–34. 8. Антонова Е. Е. Теоретические подходы к построению структуры одаренности // Вектор науки Толь-яттинского государственного университета. Сер. : Педагогика, психология. 2010. № 2 (2). С. 13–17. 9. Шадриков В. Д. Способности и одаренность человека : монография. М. : Изд-во Ин-та психологии РАН, 2019. 274 c. 10. Шадриков В. Д., Мазилов В. А., Слепко Ю.Н. Методология и методы изучения способностей и ода-ренности : моногр. Ярославль : ЯГПУ им. К. Д. Ушинского, 2018.159 c. 11. Баграмянц М. Л. О смысловых параметрах одаренности как теоретического конструкта // Изв. Чечен. гос. педагогич. ин-та. 2009. № 1. С. 30–38. 12. Баграмянц М. Л. Одаренность как теоретический конструкт // Философия и общество. 2009. № 4 (56). С. 125–130. 13. Алексеев Н. А. Одаренность как надличностная характеристика // Педагогика & Психология. Теория и практика. 2017. № 1 (9). С. 59–61. 14. Алексеев Н. А. Психология и педагогика одаренного ребенка : монография. Тюмень : Изд-во Тюмен. гос. ун-та, 2017. 310 с. 15. Габдулхаков В. Ф. Одаренность и ее развитие в условиях взаимодействия общеобразовательной школы и университета. Казань : РИЦ «Школа», 2012. 174 с. 16. Пивоваров Д. В. Креационизм научный // Современный философский словарь / gод общей ред. В. Е. Кемерова. 2-е изд., испр. и доп. Лондон ; Франкурт-на-Майне ; Париж ; Люксембург ; М. ; Минск : ПАН-ПРИНТ, 1998. С. 431–433. 17. Храмов А. В. Теистический эволюционизм и проблема теодицеи // Вестн. Православного Свято-Тихоновского гуманит. ун-та. Сер. 1 : Богословие. Философия. Религиоведение. 2019. № 83. С. 26–44. 18. Пеньков В. Е. Эволюционизм и креационизм : методологические и онтологические основания диа-лога // Науч. ведомости Белгород. гос. ун-та. Сер. : Философия. Социология. Право. 2009. № 2 (57). С. 49–54. 19. Винарский М. В. Почему невозможен «научный креационизм»? // Вестн. Ом. гос. пед. ун-та. Гума-нитарные исследования. 2015. № 3(7). С. 13–17. 20. Курашов В. И. Креационизм и эволюционизм: методологический анализ противостояния : (Богу или обезьяне соразмерен человек?). Казань : Отечество, 2010. 55 с. 21. Атаханов Р., Хамраева Н. М. Понятие «Одаренность» в воззрениях философов античности и взгля-дах ученых современности // Педагогич. образование в России. 2015. № 3. С. 6–18. 22. Никитин А. А. Модель одаренности в онтологии духовной реальности, или новое методологическое основание феномена одаренности // Новое в психолого-педагогических исследованиях. 2014. № 2 (34). С. 92–103. 23. Беляев И. А. Способности и потребности как континуум системных свойств человеческой целостно-сти // Вестн. Оренбург. гос. ун-та. 2009. № 1 (95), январь. С. 9–13. 24. Беляев И. А. Ограничение и компенсация способностей и потребностей целостного человеческого существа // Вестн. Оренбург. гос. ун-та. 2009. № 2 (96), февраль. С. 24–30. | |
Сведения о финансировании и благодарности |
HUMAN GIFTEDNESS AND GIFTING ENTITY | |
Belyaev Igor Aleksandrovich1, Frolov Oleg Viktorovich2, Maksimov Alexander Mikhailovich3 | |
1.1Orenburg State University | |
Received 2023.06.22 | Abstract. The article is devoted to a critical analysis and productive synthesis of established ideas about human giftedness. In their research, the authors proceed from the fact that the concept of giftedness, widely demanded in various fields of socio-humanitarian knowledge, is characterized by a low degree of development of its content. A philosophical search has shown that the subjective side of the genesis of giftedness makes sense to study from the perspective of either creationism or evolutionism. |
Keywords Giftedness, concept-forming attributes of giftedness, gifting entity, creationism, evolutionism | |
References 1. Богоявленская Д. Б. Еще раз о понятии «одаренность» : методологические подходы // Образование личности. 2014. № 4. С. 58–66. 2. Бородина В. Н., Соломатин Е. В. Современные подходы к проблеме одаренности // Сибирский педа-гогический журнал. 2015. № 4. С. 31–33. 3. Ивлева М. Л. О сущностных характеристиках феномена одаренности // Сервис plus. 2017. Т. 11. № 3. С. 100–104. 4. Ивлева М. Л., Баграмянц М. Л. Общая характеристика и состояние прикладных исследований ода-ренности // Изв. МГТУ МАМИ. 2012. Т. 3. № 2 (14). С. 288–294. 5. Ивлева М. Л., Иноземцев В. А. Типологический анализ прикладных исследований одаренности // Изв. МГТУ МАМИ. 2012. Т. 1. № 1 (13). С. 361–366. 6. Клюева О. А. Основные подходы к проблеме одаренности и пути ее развития в современной науке // Вестн. Твер. гос. ун-та. Сер. : Педагогика и психология. 2009. № 4. С. 34–45. 7. Панов В. И. Парадоксальность и природа одаренности: экопсихологический подход // Ярослав. пси-хологич. вестн. 2020. № 3 (48). С. 26–34. 8. Антонова Е. Е. Теоретические подходы к построению структуры одаренности // Вектор науки Толь-яттинского государственного университета. Сер. : Педагогика, психология. 2010. № 2 (2). С. 13–17. 9. Шадриков В. Д. Способности и одаренность человека : монография. М. : Изд-во Ин-та психологии РАН, 2019. 274 c. 10. Шадриков В. Д., Мазилов В. А., Слепко Ю.Н. Методология и методы изучения способностей и ода-ренности : моногр. Ярославль : ЯГПУ им. К. Д. Ушинского, 2018.159 c. 11. Баграмянц М. Л. О смысловых параметрах одаренности как теоретического конструкта // Изв. Чечен. гос. педагогич. ин-та. 2009. № 1. С. 30–38. 12. Баграмянц М. Л. Одаренность как теоретический конструкт // Философия и общество. 2009. № 4 (56). С. 125–130. 13. Алексеев Н. А. Одаренность как надличностная характеристика // Педагогика & Психология. Теория и практика. 2017. № 1 (9). С. 59–61. 14. Алексеев Н. А. Психология и педагогика одаренного ребенка : монография. Тюмень : Изд-во Тюмен. гос. ун-та, 2017. 310 с. 15. Габдулхаков В. Ф. Одаренность и ее развитие в условиях взаимодействия общеобразовательной школы и университета. Казань : РИЦ «Школа», 2012. 174 с. 16. Пивоваров Д. В. Креационизм научный // Современный философский словарь / gод общей ред. В. Е. Кемерова. 2-е изд., испр. и доп. Лондон ; Франкурт-на-Майне ; Париж ; Люксембург ; М. ; Минск : ПАН-ПРИНТ, 1998. С. 431–433. 17. Храмов А. В. Теистический эволюционизм и проблема теодицеи // Вестн. Православного Свято-Тихоновского гуманит. ун-та. Сер. 1 : Богословие. Философия. Религиоведение. 2019. № 83. С. 26–44. 18. Пеньков В. Е. Эволюционизм и креационизм : методологические и онтологические основания диа-лога // Науч. ведомости Белгород. гос. ун-та. Сер. : Философия. Социология. Право. 2009. № 2 (57). С. 49–54. 19. Винарский М. В. Почему невозможен «научный креационизм»? // Вестн. Ом. гос. пед. ун-та. Гума-нитарные исследования. 2015. № 3(7). С. 13–17. 20. Курашов В. И. Креационизм и эволюционизм: методологический анализ противостояния : (Богу или обезьяне соразмерен человек?). Казань : Отечество, 2010. 55 с. 21. Атаханов Р., Хамраева Н. М. Понятие «Одаренность» в воззрениях философов античности и взгля-дах ученых современности // Педагогич. образование в России. 2015. № 3. С. 6–18. 22. Никитин А. А. Модель одаренности в онтологии духовной реальности, или новое методологическое основание феномена одаренности // Новое в психолого-педагогических исследованиях. 2014. № 2 (34). С. 92–103. 23. Беляев И. А. Способности и потребности как континуум системных свойств человеческой целостно-сти // Вестн. Оренбург. гос. ун-та. 2009. № 1 (95), январь. С. 9–13. 24. Беляев И. А. Ограничение и компенсация способностей и потребностей целостного человеческого существа // Вестн. Оренбург. гос. ун-та. 2009. № 2 (96), февраль. С. 24–30. | |
Acknowledgements |
Сведения об авторах Беляев Игорь Александрович 1.1 Фролов Олег Викторович Максимов Александр Михайлович |
About the authors Belyaev Igor Aleksandrovich 1.1 Frolov Oleg Viktorovich Maksimov Alexander Mikhailovich |