Скачать PDF
ЭВРИСТИЧЕСКИЙ СМЫСЛ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ ИСТИНЫ
Мисюров Николай Николаевич1
1.1Омский государствен- ный университет им. Ф. М. Достоевского,;
Дата поступления
2023.07.04
Аннотация. В статье анализируются факторы и обстоятельства, поставившие под во- прос «самостоятельность» истины и изменившие сами процедуры познания (традиционного знания, конституируемого в духе «классической рациональности»). Доказывается, что «неотчужденная активность» субъекта обусловлена рядом коррелят (внеш-них по происхождению и имманентных по своей природе). Констатируется, что субъектный феномен «массового» человека в новейших условиях «общества потребления» (когнитивный результат коммуникации предопределен социокультурной парадигмой постмодерна и этикой утилитаризма) есть единственно возможная форма существования и даже выживания этой «самоорганизующейся» системы на уровне как отдельно взятого индивида, так и более или менее консолидированного социума. Делается вывод об эвристическом смысле истины в структуре «эмпирических содержаний познания».
Ключевые слова

Библиография
1. Синергетическая парадигма. Нелинейное мышление в науке и искусстве. М. : Прогресс-Традиция, 2002. 496 с. 2. Дейк Т. А., ван. Язык. Познание. Коммуникация. Благовещенск : БГК им. И. А. Бодуэна де Куртенэ, 2000. 308 с. 3. Olmann B. Alienation: Marx’s conception of man in a capitalist society. Cambridge : University Press, 1976. 360 p. 4. Библер В. С. От наукоучения – к логике культуры. М. : Политиздат, 1990. 413 с. 5. Батищев Г. С. Введение в диалектику творчества. СПб.: Изд-во РХГИ, 1997. 464 с. 6. O’Connor D. J. The correspondence theory of truth. L. : Hutchinson, 1975. 144 p. 7. Rescher N. The coherence theory of truth. Oxford : Clarendon Press, 1973. 374 p. 8. Johnson L. E. Focusing on truth. L. ; N. Y. : Routledge, 1992. 279 p. 9. Alcoff L. Real knowing: new versions of the coherence theory. Ithaca : Cornell University Press, 1996. 240 p. 10. Olsson E. J. Against coherence: truth, probability and justification. Oxford ; N. Y. : Oxford University Press, 2005. 232 p. 11. Зиммель Г. Избр. : в 2 т. М. : Юрист, 1996. Т. 2 : Созерцание жизни. 607 с. 12. Дильтей В. Сущность философии. М. : Интрада, 2001. 160 с. 13. Поппер К. Открытое общество и его враги : в 2 т. М. : Феникс, 1992. Т. 2. 448 с. 14. Гуссерль Э. Идеи к чистой феноменологии и феноменологической философии. М. : Академический Проект, 2009. 489 с. 15. Эко У. Открытое произведение. Форма и неопределенность в современной поэтике. СПб. : Академи- ческий проект, 2004. 384 с. 16. Хайек Ф., фон. Дорога к рабству. М. : Новое изд-во, 2005. 264 с. 17. Гегель Г. В. Ф. Философия религии : в 2 т. М. : Мысль, 1975. Т. 1. 532 с. 18. Докучаев И. И. Бытие и истина // Личность. Культура. Общество. 2010. Т. 12. Вып. 1. No 53–54. С. 71– 78. 19. Маркузе Г. Одномерный человек: Исследование идеологии развитого индустриального общества. М. : ACT, 2002. 526 с. 20. Голицын Г. А., Петров В. М. Информация – поведение – творчество. М. : Наука, 1991. 221 с. 21. Иванченко Г. В. Принцип необходимого разнообразия в культуре и искусстве. Таганрог : ТРТУ, 1999. 206 с. 22. Бурнашев К. Э. Конструирование человека в социальном пространстве // Личность. Культура. Обще- ство : Междунар. журн. социальных и гуманитарных наук. 2009. Т. 12. Вып. 3. No 50. С. 323–328. 23. Вебер М. Хозяйство и общество: очерки понимающей социологии. Общности. М. : Изд. дом Высш. шк. экономики, 2017. 432 с. 24. Фромм Э. Иметь или быть? М. : АСТ, 2015. 320 с. 25. Ясперс К. Общая психопатология. М. : Практика, 1997. 1056 с. 26. Флоренский П. А. Столп и утверждение истины: опыт православной теодицеи. М. : АСТ, 2003. 640 с. 27. Jaspers K. Von der Wahrheit. Philosophische Logik. München ; Zürich : Piper Verlag, 1958. 1102 р. 28. Фуко М. Слова и вещи. Археология гуманитарных знаний. СПб. : A-cad, 1994. 408 с.

Сведения о финансировании и благодарности
HEURISTIC MEANING OF THE INDEPENDENCE OF TRUTH
Misyurov Nikolay Nikolaevich1
1.1Dostoevsky Omsk State University;
Received
2023.07.04
Abstract. . In the article analyzes the factors and circumstances that called into question the “independence” of truth and changed the very procedures of cognition (traditional knowledge, constituted in the spirit of “classical rationality”).It is proved that the “inalienable activity” of the subject is due to a number of correlates (external in origin and immanent in nature).It is stated that the subjective phenomenon of the “mass” person in the latest conditions of the “consumer society” (the cognitive result of communication is predetermined by the socio-cultural paradigm of postmodernity and the ethics of utilitarianism) is the only possible form of existence and even survival of this “self-organizing” system – both at the level of an individual and at the level of a more or less consolidated society. The conclusion is made about the heuristic meaning of truth in the structure of the “empirical contents of cognition”.
Keywords

References

Acknowledgements
Сведения об авторах
Мисюров Николай Николаевич
1.1. Омский государствен- ный университет им. Ф. М. Достоевского,
Адрес для корреспонденции:
About the authors
Misyurov Nikolay Nikolaevich
1.1. Dostoevsky Omsk State University
Postal address:
Поиск
Свежий выпуск
Авторам